Распространенные ошибки, которые допускают при эксплуатации КМУ
Современные краноманипуляторные установки, которые производятся известными машиностроительными корпорациями (как российскими, так и зарубежными), при должном обслуживании и правильном использовании могут безотказно служить в течение десятилетий. Но в реальных условиях неизбежно допускаются те или иные ошибки, из-за которых могут возникать преждевременные поломки и незапланированные расходы на ремонт. Чтобы предотвратить нештатные ситуации и критические неисправности, которые могут привести к длительному простою спецтехники, нужно знать основные причины таких неполадок. Условно их делят на три группы. В первую категорию входят ошибки, допущенные оператором краноманипуляторной установки. Вторая группа – нарушение технического регламента при проведении плановых сервисных работ. В третью группу входят самостоятельные доработки и модернизация техники, при которых вносятся недопустимые изменения в конструкцию КМУ. Предлагаем подробнее рассмотреть все три группы.
Неправильная работа оператора КМУ
Некоторые действия крановщика, управляющего краноманипуляторной установкой, могут привести к повреждению рабочих органов машины. Например, на гидравлических КМУ некомпетентные машинисты используют Z-образные стрелы в качестве домкратов, упираясь ими в землю, чтобы создать дополнительную точку опоры. Это неизбежно вредит гидравлике и может сопровождаться деформациями металлических секций стрелы. В результате возникает потребность в сложном и дорогостоящем ремонте.
Другой пример – неправильная эксплуатация гидравлических КМУ в условиях экстремального климата. В зимнее время рабочая жидкость становится более вязкой и требует предварительного разогрева перед полноценным использованием крана-манипулятора. Для этого существуют специальные инструкции, позволяющие проводить разогрев системы в соответствии с рекомендациями производителя. Некоторые операторы КМУ игнорируют технический регламент и начинают интенсивно работать с непрогретой гидравликой краноманипуляторной установки. Из-за этого многократно возрастают нагрузки на рабочие цилиндры, компрессорные агрегаты и другие узлы, вследствие чего ускоряется их износ.
Некачественное или несвоевременное техобслуживание
Чаще всего владельцы КМУ допускают ошибки при регламентном обслуживании гидравлических систем в кранах-манипуляторах. Одной из распространенных ошибок является неправильный выбор рабочей жидкости. Многие пользователи ошибочно полагают, что в гидравлике КМУ можно использовать любое масло для гидравлических систем. Но каждый производитель краноманипуляторных установок устанавливает определенные требования к рабочим жидкостям для конкретных моделей КМУ. Жидкость, совместимая с гидравликой одного автокрана, может оказаться неподходящей для другой модели – например, по техническим спецификациям, допускам, вязкости, составу, содержанию присадок и множеству других показателей. Поэтому перед плановым ТО необходимо внимательно изучать документацию к КМУ и подбирать расходные материалы и технические жидкости в соответствии с требованиями производителя.
Также необходимо строго соблюдать межсервисные интервалы. Следует учитывать, что замену гидравлических, трансмиссионных и моторных масел в КМУ нужно осуществлять не реже 1 раза в год, даже если спецтехника не эксплуатировалась в течение всего этого срока. Даже во время простоя рабочие жидкости постепенно стареют из-за окисления и других факторов, из-за чего их характеристики заметно ухудшаются.
Внесение изменений в конструкцию крана-манипулятора
Самостоятельная модернизация КМУ, при которой вносятся конструктивные изменения, не предусмотренные заводом-производителем, может повлиять на долговечность техники и безопасность ее эксплуатации. Например, некомпетентные операторы КМУ могут увеличивать рабочее давление в гидравлике с целью повышения ее производительности, руководствуясь тем, что производитель закладывает некоторый запас прочности для гидравлического оборудования в КМУ. С одной стороны, это позволяет сократить продолжительность каждого рабочего цикла (секции Z-образных или телескопических стрел двигаются быстрее при увеличенном давлении), но с другой стороны, это повышает риск разгерметизации гидравлических контуров, ускоряет износ деталей и создает потенциальную угрозу аварийных ситуаций. Поэтому вносить подобные «доработки» в конструкцию краноманипуляторных установок категорически запрещено.