Манипулятор-автовышка «КамАЗ»: технические детали и сфера применения
Крано-манипуляторные установки отличаются высокой универсальностью и сейчас практически заменили все прочие единицы техники: на базе КМУ работают буры, эвакуаторы и автовышки. Это становится возможным, благодаря простой конструкции стрелы КМУ, которая позволяет устанавливать и демонтировать большое количество надстроек, что и обеспечивает манипулятору такую свободу действий.
В этом материале мы рассмотрим краны-манипуляторы с автовышкой и ещё некоторые варианты автовышек, а также разберёмся в функциях и технических особенностях манипуляторов с автовышками.
Специфика эксплуатации манипуляторов-автовышек «КамАЗ»
Если мы рассматриваем автовышки с базовым шасси российского производителя «КамАЗ», следует сказать, что такие автовышки могут работать совершенно в любых эксплуатационных условиях, начиная городскими улицами и заканчивая полным бездорожьем. Грузовикам «КамАЗ» может быть тесно на слишком узких улицах и на пешеходных аллеях, однако если правильно организовать позиционирование шасси и время работы, эксплуатировать их можно и в таких условиях.
Грузовые автомобили «КамАЗ» обладают мощным двигателем и надёжной подвеской, а полноприводные варианты способны штурмовать любое бездорожье.
Если отвлечься от характеристик конкретного типа шасси и говорить в более общих терминах о применимости манипуляторов-автовышек в целом, можно выделить следующие основные направления работы:
- Работы с фасадами. Автовышка позволяет передвигаться параллельно фасадам зданий и проводить такие работы, как покраска, облицовка или ремонт фасадных деталей.
- Работа с насаждениями. КМУ с корзиной для высотных работ используется в сфере коммунального хозяйства для спила опасных частей деревьев, а также для стрижки крон.
- Обслуживание ЛЭП. Линии электропередач и электроопоры удобно ремонтировать из корзины для высотных работ, поскольку она обеспечивает маневренность и позволяет выбирать степень приближения к объекту.
- Установка и демонтаж наружной рекламы. Баннеры с наружной рекламой обычно не достигают небольшой высоты и с ними бывает удобно работать, используя автовышку.
- Установка и демонтаж знаков. Автовышки широко используют для обслуживания информационного фасада трасс и населённых пунктов. В перечень работ входит обслуживание светофоров, массивных дорожных знаков и дорожных указателей.
- Малоэтажное строительство. Автовышки с кранами-манипуляторами, высота подъема которых не превышает, как правило, 17 метров используются для возведения малоэтажных построек, в том числе они пригождаются для монтажа оконных проёмов или подгонки блоков для быстровозводимых строений.
- Коммунальные высотные работы. Такие работы могут включать в себя, например, сезонную очистку крыш. Весной и зимой автовышки используются для того, чтобы убирать со зданий наледь и сосульки.
Видно, что КМУ с люлькой актуальны везде, где требуются высотные работы, и этим объясняется их актуальность и широкая применимость.
Безопасность кранов-манипуляторов с люлькой для высотных работ
Высотные работы, проводимые на расстоянии более 1 метра от уровня земли причисляются к опасным видам производственной деятельности. Отсюда следует необходимость в особом регулировании такой деятельности. Усложнённая процедура технического осмотра включает в себя большой перечень процедур, а водители-операторы автовышек обязаны каждый год пересдавать экзамен на знание специфики работы на автовышке. Вышки, предназначенные для работ с электроопорами, должны при этом быть укомплектованы электроизоляцией для напряжения до 1000 вольт.
Помимо пассивных средств безопасности, производители современных автовышек внедряют и активные средства для предотвращения аварийных ситуаций:
- Фиксация рабочей корзины в горизонтальной плоскости. Система состоит из двух подсистем: первая смотрит на положение рабочей корзины на стреле, а вторая на её положение в пространстве. Если какой-то из параметров нарушен, корзина автоматически выравнивается.
- Аварийное опускание корзины. В случае поломки или перегруза люлька опускается автоматически, чтобы предотвратить возникновение аварийной ситуации.
- Блокиратор работы без аутригеров. Аутригерами называются выдвижные опоры, которые позволяют зафиксировать шасси в устойчивом положении и предотвратить возникновение крена при выдвижении стрелы. Без аутригеров шасси рискует перевернуться, поэтому их выдвижение перед началом работы по регламенту обязательно. Для дополнительной страховки современные модели манипуляторов-автовышек комплектуются системой скоординированных датчиков, которые следят за положением аутригеров и блокируют запуск стрелы до тех пор, пока опоры не будут полностью выдвинуты.
- Счётчик часов. Эта опция предназначена для того, чтобы исключить перевыполнение рабочими назначенных им смен. Поскольку работа на автовышке, как говорилось выше, относится к особенно опасным видам деятельности, время на отдых для рабочих контролируется строго.
Как выбрать автовышку «КамАЗ»?
Автовышки делятся на несколько типов по критерию дальности работы и по критерию типа конструкции.
Что касается дальности, существует три варианта: вышки с небольшим вылетом стрелы (до 17 метров), вышки со средним вылетом (до 30 метров) и вышки с большим вылетом стрелы (до 50 метров). Первый тип используется для установки наружной рекламы, для малоэтажного строительства, обслуживания фасадов исторических зданий, коммунальных работ и всех прочих видов деятельности, которые не требуют слишком большого выдвижения стрелы. Вышки с большим вылетом же занимаются выполнением специальных задач, например, обслуживают высокие постройки.
По типу конструкции автовышки также делятся на несколько типов:
- L-образные. Такие вышки ещё называют телескопическими. Они базируются на крано-манипуляторной установке со стрелой, состоящей из выдвигаемых поочерёдно секций. Сейчас это самый распространённый тип манипуляторов и, соответственно, автовышек. Такие конструкции зарекомендовали себя как надёжный и точный инструмент для проведения высотных работ.
- Z-образные. Это шарнирно-коленчатые автовышки, которые также базируются на аналогичной крано-манипуляторной конструкции. Их особенность состоит в том, что вместо последовательного выдвижения секций они используют схему раскладывания стрелы, что делает конструкцию более уязвимой и ломкой, зато позволяет работать в условиях ограниченного верхнего пространства.
- Смешанный тип. Автовышки этого типа довольно редки, зато они совмещают в себе преимущества первого и второго типов. Такие вышки хорошо справляются с работой в ограниченном пространстве и при этом демонстрируют хорошую точность позиционирования люльки.
Подводя итог, тип автовышки следует выбирать в соответствии с эксплуатационными задачами, которые стоят перед командой. Так, например, если предстоит работать под мостом, то лучше всего подойдёт Z-образная автовышка, а если важна точность позиционирования люльки, то следует выбрать L-образный вариант.
Нужна помощь с выбором автовышки «КамАЗ»? Позвоните нам и получите бесплатную консультацию!