Как правильно позиционировать груз с помощью КМУ?
Правила погрузки с помощью крано-манипуляторной установки закреплены в технологической карте, требования которой перевозчик обязан соблюдать как при осуществлении погрузочных работ, так и непосредственно во время перевозки грузов. Требования, описанные в технологической карте крана-манипулятора, могут различаться в зависимости от его модели и производителя. Технологическая карта может также содержать информацию о запрещенных к перевозке данным манипулятором грузах.
Базовые правила погрузки и позиционирования с помощью КМУ
Несмотря на то, что некоторые правила погрузки, позиционирования и перевозки грузов могут варьировать в зависимости от манипулятора, есть ряд требований, которые являются общими для манипуляторов всех моделей:
· Категорически запрещается размещать на борту груз, масса которого превышает грузоподъемность базового транспортного средства.
· Если на борту позиционируется груз, масса которого равна предельно допустимой для перевозки, то центр тяжести такого груза обязательно должен быть совпадать с центром тяжести базового транспортного средства. Центр тяжести шасси находится в точке пересечения двух диагоналей кузова.
· Груз должен быть распределен по кузову транспортного средства равномерно. Сначала следует загружать переднюю сторону борта (ближайшую к кабине водителя).
· Перед началом движения необходимо убедиться в том, что все крепления находятся на своих местах и прочно удерживают груз от случайного падения.
· Если на борт загружаются грузы разной массы, то загрузку борта следует начинать с самых тяжелых грузов. Их следует помещать либо с боковых частей борта, либо ближе к центру тяжести транспортного средства.
· Грузы меньшей массы следует позиционировать сверху на более тяжелые грузы, размещенные по правилам, описанным в предыдущем пункте.
· Правила перевозки грузов разной длины совпадают с правилами перевозки грузов разной тяжести: сначала на борт загружаются более тяжелые грузы, а затем – более легкие. Следует также отметить, что в каждом ряду загружаемых грузов должны располагаться предметы примерно одинаковой толщины и ширины.
· Если загружаемые грузы однородны (например, грузятся пачки товаров), то в каждом ряду должно содержаться одинаковое количество таких грузов. Например, если нужно загрузить двадцать пять длинных картонных упаковок, то идеально, если в каждом ярусе будет содержаться по пять таких упаковок.
· Если работы выполняются с грузами сложной геометрии или с плоскими грузами, то они крепятся на специальной крепежной платформе-трапеции, и перевозить их следует в вертикальном положении.
· Между рядами грузов или бортами базового транспортного средства допустимо наличие зазоров. Максимальная их величина составляет 15 сантиметров. Пустые пространства должны быть обязательно заполнены специальными мягкими прокладками или резервуарами с воздухом.
Как не получить штраф за неправильную перевозку грузов?
Во-первых, следует учитывать маркировку дорог по максимально допустимой массе грузов по осям. В России существует три варианта дорог: дороги первого типа разрешают движение грузовых автомобилей с нагрузкой на ось до 6 тонн, по дорогам второго типа можно ездить грузовикам с нагрузкой на ось до 10 тонн, по дорогам третьего типа – грузовикам с нагрузкой на ось до 11,5 тонн. Это строго контролируется на пунктах весового контроля, где сотрудники ГИБДД проводят проверку транспортных средств на соответствие требованиям к перевозке грузов.
Рассмотрим случаи, в которых водитель грузовика гарантированно получит штраф:
· Весь груз смещен к задней оси базового автомобиля. В этом случае центр тяжести груза будет сильно смещен, вследствие чего большая часть нагрузки ляжет на заднюю ось автомобиля. Это лишит переднюю ось устойчивости. В зависимости от тяжести груза передняя часть автомобиля может даже приподниматься. Стоит отметить, что позиционирование груза целиком на заднюю ось может быть оправдано в случае, если перевозится легкий груз, масса которого не превышает допустимую величину нагрузки на ось.
· Весь груз смешен к передней оси базового автомобиля. В этом случае центр тяжести груза будет сильно смещен к передней части автомобиля, вследствие чего задняя ось потеряет устойчивость, а передняя часть автомобиля будет перегружена, поскольку на нее ляжет тяжесть и двигателя, и топливного бака, и транспортируемого груза.
· Весь груз смещен к одной из боковых частей базового автомобиля. В этом случае за счет потери центра тяжести может возникнуть крен в сторону смещения груза. Такой тип позиционирования груза чреват опрокидыванием шасси.
Таким образом, наиболее правильная стратегия размещения грузов в кузове базового автомобиля – равномерное распределение нагрузки между осями. Это поможет избежать штрафов и обеспечит эксплуатационную безопасность.
Хотите купить кран-манипулятор на мощном базовом шасси? Обращайтесь к нам!