Как и когда появились краны-манипуляторы?
Сейчас на улицах, если обращать внимание, вы увидите много манипуляторов. Но так было не всегда и, более того, кран-манипулятор был изобретен сравнительно недавно. Орудиям труда уже много сотен лет, а египетские пирамиды, говорят, строили с применением погрузчиков. Но до 1944 года никому не приходила мысль соединить шасси для перевозки груза с непосредственно погрузчиком.
История производства кранов-манипуляторов в мире
Пионером в производстве кранов-манипуляторов стала шведская компания HIAB, которая успешно работает по сей день и занимает значительную часть мирового рынка. Автором концепции крана-манипулятора был конструктор Эрик Сундин. После его единичной разработки манипуляторы появились в серийном производстве всего лишь через 3 года – в 1947 году, и первая серийная линейка принадлежит той же компании HIAB.
Следом за шведами разработку КМУ усовершенствовали финны, разработав тросовый кран-манипулятор в 1949 году. Компания по производству таких манипуляторов получила название Multilift.
В 1952 году на рынке появился еще один «игрок» — Арнэ Будгорд Йенсен, который разработан краны-манипуляторы под шасси грузовика BedFord.
Советский союз заметно отставал от разработок запада из-за послевоенного экономического упадка, однако несмотря на это в 1955 году с конвейера уже сходили первые манипуляторы производства СССР. Крано-манипуляторные установки носили название «Гидрокран 4010», и грузоподъемность их покажется нам теперь уже смешной: первые модели были способны поднимать только 500 килограмм груза. «Гидрокран 4010» был экспериментальной моделью, и с конвейнера сошло только тридцать таких кранов-манипуляторов.
В 1960 году в СССР было запущено серийное производство крано-манипуляторных установок, которые были разработаны на базе «Гидрокрана 4010» и улучшены. Примечательно, что в СССР не было L-образных кранов-манипуляторов.
Японская компания TADANO была основана в 1948 году. Сначала производитель практиковался на производстве комплектующих к подъемникам, но уже в 1955 году, вслед за шведами и финнами, перешел к серийному производству крано-манипуляторных установок. Их грузоподъемность была ограничена двумя тоннами.
Примечательно, что сама идея погрузочного механизма датируется III веком до н.э., и первое описание подъемного рычага принадлежит Архимеду – математику, которому принадлежит открытие закона равновесия. В Древнем Египте для строительства использовали лебедку-ворот, а в числе чертежей Леонардо да Винчи встречаются модели кранов, предназначенных специально для работы в каналах, а также лебедки с боковым ходом и крановые установки на кольцевых платформах – и они напоминают современные краны-манипуляторы!