Частые поломки КМУ и их причины
Технический осмотр – залог долгосрочной службы любой спец. техники. Краны-манипуляторы также требуют особого ухода за всеми механизмами. Структура КМУ сложна и имеет большое разнообразие деталей, каждая из которых имеет свои особенности эксплуатации и ряд частых неисправностей. Далее будут рассмотрены не только частые поломки КМУ, но и причины их возникновения и возможные варианты решения проблемы.
Подшипники и передачи – признаки их поломки
Зубчатая передача является механизмом, передающим момент, запуская весь процесс. Зубья шестерни должны обладать высокой твердостью и прочностью, что достигается с помощью закалки или цементации (насыщение углеродом поверхностного слоя). Однако, зубья имеют тенденцию изнашиваться, а иногда и локально выкрашиваться, что хуже, так как распределение нагрузки становится неравномерным. Находится передача в редукторе, который является центром всего механизма. Подшипники же представляют собой деталь, позволяющую выдерживать нагрузки и создавать скользящее или вращательное движение между другими составляющими. Подшипники бывают разного вида, в КМУ же установлены в большей мере подшипники скольжения.
Признак выхода из строя зубчатой передачи и подшипников – посторонние шумы, не относящиеся к работе КМУ и излишняя вибрация. Для предотвращения подобных неприятностей стоит использовать качественные смазочные материалы в достаточной мере для подшипников и исключить неправильный монтаж этих деталей. Зачастую подшипники не требуют полной их замены: либо промывка, либо корректировка положения. Но существует ряд неисправностей, которые ведут к полной замене детали:
- Повышенная шероховатость поверхности;
- После промывки все равно слышен шум;
- Глубокие царапины на телах вращения;
- Сколы и трещины на частях подшипника.
Ранее упомянутое местное выкрашивание зубьев передачи происходит по причине неправильной установки. Также, требуется регулярное смазывание и очистка от мелкодисперсного мусора, потому что есть риск заедания зубьев из-за разрушения масляной пленки. Она же, в свою очередь, может разрушится из-за больших давлений и высокотемпературных режимов.
Лебедка КМУ и возможные неисправности
Стальной трос в кране-манипуляторе отвечает за подъемно-опускные работы, беря на себя не только массу груза, но и нагрузку натяжения в движении. Производство таких тросов отличается характерным скручиванием из шести, восьми прядей стальной проволоки определенного диаметра. Такая технология позволяет лебедке оставаться пластичной, но при этом очень прочной. Кроме того, используемые стали обладают высокой коррозионной стойкостью из-за добавления ванадия, хрома, никеля или титана. Это позволяет спокойно работать во влажной погоде и применять разные составы смазочных материалов. Тросов в КМУ несколько и каждый имеет свое назначение:
- Выдвижение и втягивание секций стрелы;
- Лебедка в грузовом механизме.
Если на лебедке заметны изгибы, расслоение прядей или деформации, то стоит обратиться в сервис для замены троса во избежание опасных ситуаций. Износ происходит по причине сильного трения о поверхности блоков, несмотря на смазку, так как в месте трения может сильно повышаться температура, что тоже неизбежно ведет к разрушению.
Неправильное положение ОПУ – проблема с ведущей шестернёю
В опорно-поворотном устройстве используют шарикового типа шестерню, по-другому – подшипник. Шестерней она является из-за наличия зубьев, которые необходимы для воспроизведения поворота колонны. Сам подшипник имеет два кольца, одно из которых позволяет создавать вращательное движение относительного другого. Неприятный скрип или скрежет и перекос колонны – основные признаки поломки ОПУ. При этом колонна вращается с резкими рывками и толчками. Причиной же подобной неисправности является люфт в подшипнике, который возникает по разным причинам, например:
- Слабо затянутые болты;
- Поврежденные уплотнители;
- Регулярное смазывание для меньшего износа зубьев.
Полностью ОПУ меняют редко, чаще всего производят замену частично: только поврежденных деталей. Наиболее популярные услуги в ремонте ОПУ это:
- Смена тел качения в подшипнике;
- Чистка погонов;
- Замена прокладок;
- Новое покрытие при покраске.
Основные рекомендации по обслуживанию КМУ
По статистике самой распространенной причиной поломок каких-либо механизмов в КМУ – это пренебрежение проведением регулярного ТО в установленные даты. Как ни печально, ответственность за такую причину лежит на клиентах, покупающих КМУ. Технически предотвратить поломки в такой ситуации невозможно, поэтому мы взываем не экономить на регулярном тех. обслуживании и проводить его вовремя, ведь, как и любая спец. техника, краны-манипуляторы требуют должного ухода.
КМУ приобретают для различных работ и эксплуатируют в различных температурных и погодных условиях. Жидкостные системы сильно подвержены температурным перепадам: летом нельзя допускать закипания масел, поддерживая постоянное охлаждение, а зимой – подогревать масла, так как они начинают загустевать, плохо влияя на работу механизмов. Подшипники, кстати, тоже чувствительны к температурам – нагрев более 60℃ чреват неприятными последствиями.
Продолжая говорить о жидкостях, нельзя забывать про замену масел, причем не реже одного раза в год. Также, не стоит использовать более дешевые аналоги, так как высок риск более быстрого изнашивания составляющих КМУ и их преждевременного разрушения.
Вышеописанные проблемы с люфтами бывают не только в ОПУ, но и в аутригерах. Причины все те же, поэтому важно проверять болты и положение ведущих деталей. Более того, перед работой советуем проверять тросы – нет ли дефектов или перекручивания – это позволит избежать непредвиденных ситуаций во время работы.
Если вы собрались на тех. обслуживание, то лучше доверить свою технику специализированным мастерским, где работают механики с опытом. Не стоит экономить и заменять детали на более дешевые, учитывая постоянно развивающееся производство КМУ, возможность получить зап. части от производителя сейчас выше.